Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Экспертно-аналитический центр»
ФГБНУ «Аналитический центр»


ПЕРЕЧЕНЬ
типовых нарушений и недостатков, выявленных при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности в 2013-2015 годах в организациях, подведомственных Минобрнауки России

# Нарушения и недостатки Содержание нарушений и недостатков
1. Невыполнение показателей государственного задания

В ряде проверенных учреждений отклонения в выполнении установленных показателей государственного задания по направлениям подготовки (специальностям) были превышены возможные отклонения (10 %) от установленных показателей, в пределах которых государственное задание считается выполненным.

2. Невыполнение показателей плана финансово-хозяйственной деятельности

В отдельных учреждениях по результатам за 2012 год не были выполнены показатели плана финансово-хозяйственной деятельности: по поступлению средств по оказанию платных образовательных услуг, по поступлениям от научной деятельности, по иной приносящей доход деятельности.

Допускалось невыполнение плановых показателей по расходам денежных средств.

Имело место несоответствие показателей планируемого остатка денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства на начало и конец года отраженными в плане финансово-хозяйственной деятельности с показателями, отражёнными в балансе.

3. Недостатки при формировании учётной политики

В учётной политике не были утверждены методики формирования доходов и расходов по осуществляемым учреждением видам деятельности, оценки отдельных видов нефинансовых активов, особенности их синтетического и аналитического учёта; не полностью освещены правила организации и ведения бухгалтерского учёта основных средств и материальных запасов.

В учётной политике не были отражены такие положения как: порядок выдачи денежных средств подотчётным лицам на хозяйственные расходы; порядок списания безнадёжной дебиторской и кредиторской задолженности.

В составе учетной политики не были разработаны методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

При формировании учётной политики не были предусмотрены особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению полномочий по публичным обязательствам перед физическим лицом в денежной форме.

В учетной политике не был установлен перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданных взамен изношенных».

4. Недостатки в организации работы по привлечению средств, полученных от приносящей доход деятельности

Имеющиеся возможности по привлечению внебюджетных средств в созданных учреждениями организациях инфраструктуры использовались ими не полностью. Мобилизуемые отдельными обособленными структурными подразделениями поступления средств от приносящей доход деятельности не покрывали расходы на их содержание. В результате приходилось использовать на эти цели общеуниверситетские внебюджетные средства.

Во многих учреждениях, создавших хозяйственные общества, полученные ими дивиденды (часть прибыли) от предпринимательской деятельности, не перечислялись учреждениям на осуществление их уставной деятельности.

Не были заключены с малыми инновационными предприятиям договоры аренды на предоставленные им площади и договоры на предоставление коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных услуг.

В результате перевода студентов 1 курса, зачисленных на обучение по договору с полным возмещением затрат за обучение, для дальнейшего обучения на бюджетной основе без решения Ученого совета возник долг университета перед студентами, оплатившими за своё обучение и возникла упущенная выгода – потеря доходов за 4 года обучения студентов.

5. Недостатки в ведении бухгалтерского учёта

В учреждении не велись следующие регистры бухгалтерского учёта: Журнал операций № 4 расчётов с поставщиками и подрядчиками; Журнал операций № 5 расчётов с дебиторами по доходам; Журнал операций № 6 расчётов по оплате труда.

При проведении мониторинга учреждений установлено, что на их балансе не были учтены отдельные объекты инфраструктуры.

Приобретённые учреждением за счёт бюджетных средств объекты библиотечного фонда были списаны. Однако операции по списанию объектов библиотечного фонда не были отражены в бухгалтерском учёте.

На балансе учреждения не было учтено принятое по акту приёма-передачи от поставщика сетевое оборудование по 6 наименованиям в количестве 32 единиц, которое фактически использовалось со дня его поступления.

Производя затраты, увеличивающие стоимость основных средств объекта, расходы за счёт бюджетных средств были отражены по счету «Расчёты по работам, услугам по содержанию имущества», тогда как их следовало отразить по счету «Капитальные вложения в основные средства».

Расходы (капитальные вложения) по приносящей доход деятельности в объект незавершенного строительства были отражены в качестве текущих затрат на счете «Общехозяйственные расходы» и не приняты к учету на счет «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения - капитальное строительство» (или «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения»).

В бухгалтерском учете и отчетности не были отражены финансовые вложения в уставные капиталы хозяйственных обществ, вкладами в которые являлись неисключительные права на использование объектов нематериальных активов университета.

Не были приняты к бухгалтерскому учету объекты нематериальных активов.

Не проводилась инвентаризация особо ценного и иного движимого имущества, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей и обязательств.

При принятии к бухгалтерскому учету объектов основных средств не оформлялись первичные учетные документы - акты о приеме-передаче объектов.

В затраты по контракту отнесены расходы, не имеющие отношения к данному контракту.

Приобретенные путевки на санаторно-курортное лечение студентов из числа детей-сирот не были отражены в бухгалтерском учете на счете «Денежные документы», их поступление не было оформлено приходными кассовыми ордерами, а выдача – расходными кассовыми ордерами. Фондовая кассовая книга в 2013 году не велась.

Не издавался распорядительный документ об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе.

Выплаты денежных средств из кассы производилась по заявлениям на имя ректора без подписи (резолюции) ректора (директора). За прошедший отчетный период кассовая книга не прошнуровывалась и не скреплялась печатью, не заверялась подписями руководителя и главного бухгалтера. Выявленная при инвентаризации недостача оборудования не была отражена в бухгалтерском учёте.

По расходным кассовым ордерам выдавались денежные средства при имеющейся задолженности по ранее полученным в подотчет денежным средствам. В авансовых отчетах не заполнялись графы: получен аванс из кассы, дата, а также не заполнялись строки предыдущих остатков или перерасхода по подотчетным суммам. Нарушались сроки представления авансовых отчетов по полученным в подотчет суммам денежных средств.

При направлении работников в командировки в ряде документов отсутствовали необходимые подписи, не была указана цель командировки. Служебное задание не было подписано руководителем структурного подразделения и руководством учреждения. Не составлялся письменный отчет о выполнении задания.

При направлении работника в служебную командировку заработная плата начислялась не по среднему заработку, а выплачивался оклад по штатному расписанию.

Расчетная ведомость по начислению заработной платы не распечатывалась на бумажных носителях и не подписывались ректором, главным бухгалтером и исполнителем (расчетчиком). Вся информация по начисленной заработной плате хранилась в электронном виде.

К бухгалтерскому учету принимались первичные учетные документы, в которых не отражалась величина натурального измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. Выявленная недостача не была отражена в бухгалтерском учете и отчетности по счету «Расчеты по ущербу имуществу».

Автономным учреждением были открыты банковские счета без соответствующего заключения Наблюдательного совета о выборе кредитной организации.

Просроченная дебиторская задолженность не была списана на забалансовый счет 04 «Списание задолженности неплатежеспособных дебиторов»; просроченная кредиторская задолженность не была списана на забалансовый счет 20 «Задолженность, не востребованная покупателями».

Запасные части, выданные на транспортные средства взамен изношенных, не учитывалась на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных».

В путевых листах легкового автомобиля не заполнялись реквизиты: время выезда из гаража, время возвращения в гараж, не указывалась марка горючего, остаток топлива при выезде и возвращении в гараж, нет данных о количестве заправленного в рейс горючего и фактический. расход топлива.

Издаваемая печатная продукция учреждением в бухгалтерском учете не отражалась. Калькуляция на выпускаемые брошюры и журналы не составлялась. Выдача печатной продукции при проведении различных мероприятий учреждением не оформлялась первичными документами, дающими право на списание затраченных на производство готовой продукции расходных материалов.

В бухгалтерском учете учреждения по состоянию на 01.01.2015 года кредиторская задолженность по счету «Расчеты по земельному налогу» в связи с дважды начисленным в декабре 2014 года земельным налогом как в головной организации, так и в обособленном подразделении, были отражены несуществующие обязательства по счету, не соответствующие данным налоговой декларации за 2014 год, что не обеспечило полноту и достоверность информации о наличии кредиторской задолженности.

6. Нарушения в использовании субсидий из федерального бюджета

Неположенные выплаты заработной платы ректору, проректорам и главному бухгалтеру в отдельных учреждениях в результате завышения размера среднемесячной заработной платы сотрудников основного персонала университета при расчете ежемесячного должностного оклада ректора университета за предыдущий год.

В отдельных случаях устанавливались должностные оклады проректорам и главному бухгалтеру, превышавшие максимальный размер 90% от оклада ректора.

Был превышен предельный уровень соотношения средней заработной платы ректора и работников университета без разрешения главного распорядителя.

Устанавливалась оплата труда проректоров и главного бухгалтера ниже 70% от должностного оклада ректора.

Ректору университета производилась оплата за дни нахождения в командировках из расчета должностного оклада, а не из расчета среднего заработка, в результате чего произошла недоплата. Также установлена недоплата заработной платы ректору университета за отпуск и компенсации за неиспользованный отпуск за 2013 г. (при исчислении среднего заработка в расчет не были включены премии по итогам работ за 1, 2 и 3 кварталы 2013 г.).

Проректорам университета были установлены надбавки за ученые степени, без закрепления за ними часов преподавательской работы.

Проректорам университета неправомерно производилась выплаты начислений территориального коэффициента в размере 15% на установленные надбавки за почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» и почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Руководителю учреждения выплачивалась надбавка к должностному окладу за ученую степень, в то время как эта надбавка не была предусмотрена трудовым договором и дополнением к нему.

За счет средств бюджетной субсидии возмещались расходы на оплату труда работникам учреждения, занятых обслуживанием посторонних лиц, проживавших в общежитии гостиничного типа, в то время, как эти расходы подлежали оплате за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Начальнику подразделения администрации учреждения, выполнявшим обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, производилась доплата за расширение зоны обслуживания в размере 0,5 ставки вакантной должности этого же подразделения, которые фактически не исполнялись.

Неправомерно осуществлялась выплата ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20% месячного должностного оклада денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в структурных подразделениях университета: в учебном военном центре и на военной кафедре, которые не являются структурными подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации.

В отдельных учреждениях выплачивались дополнительные стипендии, которые не были предусмотрены утвержденным ими Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов.

В университете были выплачены премии студентам свыше пятикратного размера базовой стипендии, установленного Положением о стипендиальном обеспечении университета. В отдельных приказах на выплату премий не указывалось, за что осуществлялось премирование студентов университета.

Студентам университета производились ежемесячно выплаты материальной помощи выше размера установленного стипендиальной комиссией на 2013 год.

Дополнительные бюджетные средства, выделенные на выплату государственной социальной стипендии, были направлены не студентам - социальным стипендиатам, а были выплачены в качестве материальной помощи (включены в общий объем выплаты материальной помощи по университету), в том числе в список на выплату были включены только 67% от числа социальных стипендиатов.

Неправомерно осуществлялась выплата материальной помощи студентам – волонтерам университета, студентам на оплату отдыха (частичная оплата отдыха).

Был завышен размер материальной поддержки нуждающимся студентам института, который составил 29% от суммы бюджетных средств на стипендиальное обеспечение, вместо установленных 25%.

Оплачивались расходы по проезду в служебные командировки без предъявления билетов, на основании различных справок о стоимости проезда; к авансовым отчётам не прилагались документы, подтверждающие расход денежных средств.

На содержание малочисленного по числу студентов и преподавателей филиала неэффективно использовались значительные средства федерального бюджета.

Учреждениями, в арендуемых ими помещениях оплачивались ремонтные работы, оплата которых не была предусмотрена условиями договора аренды.

Проверками в отдельных организациях установлено, что за счёт средств субсидии производилась оплата работ капитального характера, по капитальному и текущему ремонту объектов, которые не числились на балансе учреждений.

Институтом неправомерно в план финансово-хозяйственной деятельности на 2013 год были включены расходы на выполнение работ по ремонту зданий, которые согласно графику работ заканчивались в 2014 году.

Неэффективно были использованы бюджетные средства на проектирование строительства 16 этажного общежития, произведенные в 2006 году, к возведению которого университет не приступал.

Оплата земельного налога производилась в большем размере, без учета пропорциональности при использовании земельного участка совместно с иным собственником.

Выборочной проверкой расходования субсидий из федерального бюджета на выполнение государственного задания установлено, что за счет выделенных субсидий оплачивались штрафы, пени.

Неиспользованный учреждением на 01.01.2015 г. остаток бюджетных средств на инвестиционные проекты, не был возвращен в течение пятнадцати рабочих дней в федеральный бюджет.

За счет средств на стипендиальное обеспечение каждому студенту учреждения, обучающемуся на бюджетной основе очной формы обучения была выплачена материальная помощь на приобретение форменной одежды в сумме 10 250 рублей.

При наличии в структуре учреждения подразделения – «Отдел воспитательной и социальной работы» в функции которого входит организация и проведение культурно-массовых и воспитательных мероприятий, а также замещенных должностей заместителей руководителей структурных подразделений учреждения по воспитательной работе и заместителей по спортивной работе, учреждением были заключены и полностью оплачены 5 контрактов на предоставление услуг по организации и проведению культурно массовых и воспитательных мероприятий в 2014 году, а также 14 контрактов на предоставление услуг по организации и проведению спортивно-массовых и воспитательных мероприятий в 2014 году.

Без проведения аттестации рабочих мест работникам учреждения производились выплаты компенсационных надбавок за работу во вредных условиях труда.

7. Нарушения в использовании средств, получаемых от приносящей доход деятельности

Руководителям учреждений производились выплаты, не предусмотренные трудовым договором, а также за совмещение с другой оплачиваемой работой по договорам, заключенным на возмездное оказание услуг, с руководимым учреждением, что противоречило уставу и трудовому договору.

Не соблюдалось принятое учреждением Положение об оплате труда работников университета. В приказах руководителя на выплату премий и других стимулирующих выплат проректорам, главному бухгалтеру, ППС и другим сотрудникам университета неправомерно устанавливались стимулирующие выплаты в размере среднемесячного фонда оплаты труда, а следовало как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к окладу (должностному окладу). В результате были завышены объемы выплат премий и других стимулирующих выплат. Незаконно выплачивалась заработная плата по договорам гражданско - правового характера за выполнение обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями (руководство кафедрой, организация и руководство учебным процессом, координирование методического обеспечения учебного процесса, прием студентов по личным вопросам, составление расписаний, экзаменационных и зачетных ведомостей, составление распоряжений и приказов).

Без оформления дополнительных соглашений к трудовому договору проректорам университета за период с 01.01.2013 г. по 01.12.2013 г. установлены месячные должностные оклады по приказам.

Осуществлялась реализация готовой продукции населению при выездной торговле за наличный расчет без применения контрольно-кассовой техники.

8. Отсутствие лицензий на образовательную и другие виды уставной деятельности

В связи с отказом учреждению в продлении срока аренды и из-за отсутствия на балансе учреждения федерального недвижимого имущества в оперативном управлении, Рособрнадзор не стал продлевать срок лицензии на осуществление образовательной деятельности; деятельность учреждения осуществлялась при отсутствии лицензии.

При отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности в штате отдельных учреждений содержался медицинский персонал и осуществлялось медицинское обслуживание работников и обучающихся.

9. Нарушение в арендных отношениях

Договора аренды, заключенные на срок более года, не прошли государственной регистрации в установленном порядке.

Имели место факты заключения договоров аренды жилого фонда в общежитии без согласия с Минобрнауки России и получения от сдачи в аренду денежных средств. Служебные помещения учреждения использовались сторонними организациями без заключения договоров аренды.

Осуществлялась не предусмотренная Уставом деятельность по предоставлению помещений в общежитии за плату посторонним лицам.

10. Нарушения при заключении и выполнении договоров на выполнение работ и оказание услуг

Учреждениями перечислялись авансы исполнителям, тогда как в договорах на выполнение работ такого обязательства со стороны заказчика перед исполнителем не предусматривалось.

Генеральным директором одного из дочерних хозяйственных обществ являлся проректор университета, которому по трудовому договору с университетом запрещалось совмещать должность проректора с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства), а также быть в трудовых отношениях с организацией, в число участников которой входит университет. В случае нарушения этих условий, проректор автоматически освобождается от занимаемой должности, чего сделано не было.

Университетами зачастую не предъявлялись штрафные санкции за нарушение условий договоров, заключенных с поставщиками и подрядчиками.

В договорах, заключённых университетом на выполнение научных исследований, не были прописаны штрафные санкции к заказчику за нарушение срока оплаты работ после подписания актов выполненных работ.

11. Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность

Проверками установлено, что в отдельных учреждениях имелась просроченная дебиторская задолженность, по ликвидации которой не принимались меры по её погашению.

Зачастую учреждения выигрывали дела по обращениям в Арбитражный суд по погашению задолженности, однако не всегда обеспечивалось взыскание денежных средств с ответчика.

В годовой отчетности (форма «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения») не было отражено наличие нереальной к взысканию дебиторской задолженности.

Безнадёжная дебиторская задолженность, образовавшаяся при выполнении ряда строительных работ для нужд учреждения, не была списана с бухгалтерского учёта с отнесением её на забалансовый счёт № 04 «Списанная задолженность неплатёжеспособных дебиторов» на основании постановления судебного пристава–исполнителя об окончании и прекращению исполнительного производства.

12. Неэффективная система внутреннего контроля

Уставами учреждений предусмотрено осуществление внутреннего контроля за использованием средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Однако не везде для осуществления этой уставной функции создавалось специальное контрольное подразделение, не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности созданных структурных подразделений, филиалов.

Предусматривая в утверждённой учётной политике учреждения осуществление последующего финансового контроля на основании плана проверок, такие планы проверок не составлялись, и проверки финансово-хозяйственной деятельности фактически не проводились.

Документ был изменён 03.08.2015 в 17:50.